Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей с ДЦП.

Вопросы и задания

1. Перечислите основные направления работы по коррекции эмоциональных нарушений у детей с ДЦП.

2. Какие методы используют в коррекции эмоциональных нарушений?

3. Какова роль игровых методов в психокоррекции эмоциональных нарушений?

4. Раскройте значимость групповых методов психотерапии в коррекции эмоциональных нарушений.

5. Определите значимость психорегулирующих тренировок в психокоррекции эмоциональных расстройств, выделите этапы работы.

6. Обозначьте направления психологической коррекции патохарактерологических и невротических проявлений у детей с ДЦП.

Список литературы

1. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – В 2-х частях. – Часть 1.

2. Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – СПб., 2000.

3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с нарушениями в развитии. – М., 2004

4. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001.

Примерные вопросы к экзамену

1.Предмет и задачипсихологии детей с нарушениями ОДА.

2.Характеристика категории детей с нарушениями ОДА.

3. Характеристика видов нарушений осанки.

4. Причины сколиозов и степени искривления позвоночника.

5. Причины плоскостопия и виды.

6. Характеристика миопатии (понятие, этиология).

7. Клинические и психомоторные особенности миопатии Дюшенна.

8. Вертеброгенных миелопатии ( этиология, патогенез, вторичные нарушения).

9. Врожденные дефекты развития конечностей.

10. Понятие ДЦП (общая характеристика).

11. Этиология ДЦП.

12. Классификации клинических форм ДЦП.

13. Характеристика спастической диплегии.

14. Характеристика двойной гемиплегии.

15. Характеристика гемипаретической формы ДЦП.

16. Характеристика гиперкинетической формы ДЦП.

17. Характеристика атонически-астатической формы ДЦП.

18. Особенности двигательного развития детей с церебральным параличом.

19. Цель и задачи психолого-педагогического изучения детей с ДЦП.

20. Методы и приемы психологического обследования.

21. Условия и правила проведения психологического обследования детей с ДЦП.

22. Определение состояние двигательной, речевой, эмоциональной, познавательной сферы детей с ДЦП.

23. Определение особенности личностного развития детей с ДЦП.

24. Понятие «психологическая готовность к школе» и определение ее уровня у ребенка с нарушением ОДА.

25. Составление характеристики по результатам психологического обследования детей с ДЦП.



26. Характеристика сенсорного развития детей с ДЦП.

27. Характеристика моторного развития детей с ДЦП.

28. Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности детей с ДЦП.

29. Особенности развития голосовой активности и функции общения у детей с ДЦП в младенческом возрасте.

30. Развитие артикуляционного аппарата, голоса, дыхания ребенка с церебральным параличом на первом году жизни.

31. Особенности развития предметных действий и различных видов деятельности у детей с ЦП.

32. Особенности пространственного анализа и синтеза у детей данной категории.

33. Влияние двигательного нарушения на развитие познавательной сферы детей с ЦП.

34. Причины речевого недоразвития при ДЦП.

35. Влияние двигательного нарушения на состояние артикуляционного аппарата детей с ДЦП.

36. Роль функции кормления на развитие артикуляционных движений.

37. Причины нарушения формирования артикуляции.

38. Особенности развития фонематической, лексической и грамматической системы речи при ДЦП.

39. Характеристика дизартрии при ДЦП.

40. Классификации дизартрии при ДЦП.

41. Проявление алалии при ДЦП.

42. Нарушения письменной речи при ДЦП встречаются, дайте характеристику.

43. Механизм и причины патологического развития личности при ДЦП.

44. Психопатологические варианты развития личности детей с ДЦП, характеристика.

8. Роль и особенности развития коммуникативной функций у детей с ДЦП (младенческий, ранний, дошкольный возраст).

9. Нарушение формирования образа «Я» у детей с ДЦП и причины данного явления.

45. Характеристика групп детей с ДЦП по активности жизненной позиции и отношению к дефекту.

46. Особенности эмоционально-волевой сферы (ЭВС) детей с двигательной патологией; причины нарушения ЭВС у детей с ДЦП.

47. Принципы психокоррекционной работы.

48. Основные задачи психологической коррекции сенсорных процессов.

49. Методы и приемы коррекции сенсорных процессов.

50. Основные направления, методы и приемы психологической коррекции памяти.

51. Задачи психологической коррекции мышления и содержание псикоррекционной работы.

52. Упражнения по коррекции познавательной сферы ребенка с нарушением ОДА.



Список литературы:

1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М., 2002.

2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). – М., 1989.

3. Бадалян Л.О. Невропатология. М. , 2000. - C. 246 - 253

4. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – Киев: Здоров’я, 1988.

5. Барташникова И.А., Барташников А.А.. Учись играя. Тренировка интеллекта.- Харьков, 1997.

6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966

7. Божович Л.Д., Славина Л.С. Переходный возраст от младенчества к раннему возрасту //Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. –С. 190-195

8. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования детей в период кризиса трех лет. //Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. –С. 238-242

9. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – В 2-х частях. – Часть 1. – С. 218 – 226.

11. Дети с нарушением ОДА / Дети с ограниченными возможностями…// Хрестоматия / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. –М., 2005.- С. 255-281

Детский церебральный паралич / Ю.А.Белопольский, В.Б. Оленич Новейший справочник педиатра. – М., 2005. - С.351-397

12. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. Пособие для воспитателя детского сада. М., 1985.

13. Козловская Г. Диагностика психического развития диагностика в раннем возрасте / Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста // Под ред. С.Ю. Циркина. – СПб., 1999. - С. 617 -622

14. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие. – М.: Академия, 2001.

15. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001.

16. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М., 1997 –С. 140-163

17. Обследование детей с нарушениями функций ОДА / И.А. Шаповал Методы изучения и диагностика отклоняющегося развития – М., 2005. -С. 260-264

18. Основы специальной психологии / Под ред.Л.В. Кузнецовой. - М.,2002. С.227-267.

19. Особенности психического развития детей трех лет / Г.А. Широкова Справочник дошкольного психолога. – Ростов-на/Д., 2003.- С.69-71

20. Панченко И.И., Щербакова Л.А. Медико – педагогическая характеристика детей с дизартрическими и анартрическими расстройствами речи, страдающих церебральными параличами, и особенности приемов логопедической работы. // Нарушения речи и голоса у детей. / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. -–М.: Просвещение, 1975. – С. 17 – 42.

21. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией. –СПб., 2006.

22. Приходько О.Г., Моисеева Г.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. –М., 2004

23. Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте /Детская психология // Под ред. Я.Л. Коломинского. – Мн., 1988. - С.85-105

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: /И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В. Вохмянина // Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998.

24. Ранний возраст /М.В. Ермолаева Возрастная психология. –С.111-126

25. Ребенок с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в семье /Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. М., 2003. - С. 304-331

26. Ребенок с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в семье / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина М.,2004 Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии С.304-331.

27. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2003. –С.80-85, 178-183

28. Семенова К.А. Речевые расстройства у детей с церебральными параличами. // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – В 2-х частях. – Часть 1. – М., ВЛАДОС. - С. 168 – 173.

29. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 2001. – С.267-269

30. Степанова О.А. Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений / коррекционная педагогика в начальном образовании // Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2001

31. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики. – СПб., Питер, 2005. – С.208-238

32. Усов И.Н. Здоровый ребенок. - Мн.,1994. – С. 25-34

33. Фестюкова Л.Б. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.

34. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб: Дидактика – плюс, 2001.

35. Яссман Л.В., Данюков В.Н. Основы детской психопатологии. –М., 1999. - С.186-187


9303883069670272.html
9303954273040729.html
    PR.RU™