Логическое учение Аристотеля.

Критически анализируя логические достижения своих предшественников, Аристотель поставил цель создать такую науку о мышлении, которая основывалась бы на устойчивых объективных принципах и не допускала своеволия в процессе рассуждения.

Такими принципами в процессе рассуждения должны быть законы тождества, противоречия и исключенного третьего. В работе «Метафизика» Аристотель дает определение этих законов. Закон тождества: «Невозможно ничего мыслить, если не мыслить (каждый раз) что-то одно». Закон потиворечия: «Невозможно, чтобы противоречащие рассуждения были истинными в отношении одного и того же». Закон исключенного третьего: «Равным образом не может быть ничего посередине между двумя противоречащими (одно другому суждениями), но об одном следует либо утверждать, либо отрицать».

Хотя Аристотель и не сформулировал закон достаточного основания, все же этот закон предполагается в качестве необходимого принципа его системы. Во «Второй Аналитике» Аристотель пишет: «Каждое учение и обучение руководствуется (некоторым) уже наличествующим знанием».

Эти законы, по замыслу Аристотеля, должны обеспечивать последовательность, определенность, непротиворечивость нашего мышления, поэтому он положил их в основу своей логической системы. Заслугой Аристотеля было исследование форм мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Аристотель гордился своим учением о силлогизме. В работе «Об опровержении софистических аргументов» он писал: «Что касается риторики, то о ней сказано много и притом давно, но по поводу учения о силлогизме мы не нашли ничего, что было бы сказано до нас, и тщательное исследование этого предмета стоило нам трудов на протяжении длительного времени».

Слово «силлогизм» буквально означает «сосчитывание». Для Аристотеля силлогизм – это «высказывание, в котором при утверждении чего-либо из него необходимо вытекает нечто отличное от утверждаемого и (именно) в силу того, что (утверждаемое) есть».

Аристотель открыл общие правила силлогизма, в соответствии с которыми не произвольная комбинация двух категорических суждений позволяет построить правильное умозаключение, а лишь та, которая удовлетворяет этим правилам. Учитывая, что в (простом категорическом) силлогизме должно быть три термина, он дал определение фигуры категорического силлогизма и установил специальные правила фигур. В центре его внимания были три фигуры.

Четвертую фигуру он считал менее убедительной, чем первые три, поэтому специально ее не анализировал. Изучением четвертой фигуры , ее модусов занимался его ученик Теофраст.

Аристотелевское учение о силлогизме – это исторически первая логическая теория дедукции. В ней Аристотель использовал понятие переменной. Это дало ему возможность представить процедуру получения заключения как формальный процесс. Силлогизм у Аристотеля состоит из переменных терминов и логических постоянных терминов. Переменными являются буквы А, В, С[9], которые обозначают соответственно больший, средний и меньший термин силлогизма. Логическими постоянными являются такие отношения между терминами:



а) «быть присущим каждому»,

б) «не быть присущим каждому»,

в) «быть присущим некоторому»,

г) «не быть присущим некоторому».

В своей теории силлогизма Аристотель ставил задачу исследовать, какие отношения между терминами дают правильные умозаключения, а какие – нет. Его силлогистика нашла свое отражение в таком разделе современной формальной логики, как исчисление предикатов. Внимательное изучение силлогистики показывает, что Стагирит при построении своей теории дедукции использовал и некоторые идеи логики высказываний. В работе «Метафизика» он специально замечает: «Из истинных посылок нельзя сделать ложное заключение, из ложных же посылок можно получить истинное (заключение), только не (видно), почему (оно истинно), а только (видно), что( оно истинно)».

Если учесть, что для Аристотеля силлогизм – это своеобразная импликация, где антецедентом является конъюнкция посылок, а консеквентом – заключение, то приведенная цитата по сути оказывается определением (материальной) импликации.

Аристотель также пользовался принципом контрапозиции: (А ® В) ® (В ® А). Свидетельством этого являются слова из «Первой Аналитики»: «Когда два (явления) так относятся одно к другому, что если есть одно, то необходимо есть и другое, то если второго нет, то не будет и первого».

Меньше внимания Аристотель уделял анализу индуктивных умозаключений. Он считал научной только индукцию, которую называл «силлогизмом по индукции».

Значительное место в его логике занимал анализ логических ошибок. Результаты этого анализа изложены в «Аналитиках» и работе «Об опровержении софистических аргументов».

Аристотель выделял среди логических ошибок паралогизмы и софизмы. П а р а л о –

г и з м – это такой кажущийся силлогизм1, который не преследует намерения обмануть собеседника. Паралогизмы, по мнению Аристотеля, бывают двух видов:



- паралогизмы, зависящие от языковых нарушений,

- паралогизмы, возникающие независимо от языка (так называемые «внеязыковые паралогизмы»).

Всего Аристотель выделял шесть языковых и семь внеязыковых паралогизмов. Примером языкового паралогизма является паралогизм, связанный с явлением омонимии. Часто с ним сталкиваются в случае учетверения терминов в силлогизме. Так, употребляя имя «собака», замечает Аристотель, мы в одном случае можем иметь в виду созвездие, а в другом – домашнее животное.

В конце работы «Об опровержении софистических аргументов» Стагирит приводит примеры наиболее распространенных софизмов и кратко их анализирует. С о ф и з м о м называется такой кажущийся силлогизм, который используется с целью ввести собеседника в заблуждение. Примером софизма может служить приведенное Аристотелем в этой работе рассуждение. Задается вопрос: «Знаете ли вы, о чем я сейчас хочу вас спросить ?» Следует ответ: «Нет». Задается второй вопрос: «Знаете ли вы, что сумма углов треугольника равна двум прямым ?». «Да», - следует ответ «Но именно об этом я собирался вас спросить”, - говорит софист. “Виходит, - продолжает софист, - что вы не знаете того, что вы знаете”. Этот, а также другие подобные софизмы (имеются в виду софизмы “Покрытый”, “Електра”, “Спрятанныйй”) в своеобразной форме акцентируют внимание на невозможности однозначного ответа в форме “Да” или “Нет” на некоторые вопросы без их предварительного анализа.

Как уже отмечалось, Аристотель при создании своего логического учения опирался на открытия Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона и других мыслителей античности. Но его величайшей заслугой было то, что он, совершив ряд гениальных открытий в области логики, впервые систематически изложил науку логики в виде самостоятельной дисциплины.


9303166890941974.html
9303197141762747.html
    PR.RU™